Отдельные рекордсмены
Сколько весит баран в среднем: живой, после разделки или годовалый, убойная масса туши и выход субпродуктов
Селекция, направленная на создание мощных и выносливых лошадей, привела к появлению настоящих исполинов. Многие великаны-тяжеловозы вошли в историю как уникальные примеры селекционной работы, а их имена стали известны во всем мире.
Биг Джейк
Славу самой большой лошади в мире снискал бельгийский мерин Биг Джейк. На сегодня ему принадлежит пальма первенства в рейтинге лошадей-великанов. Биг Джейк занесен в книгу рекордов Гиннеса. Его рост – 2 м 17 см. Его вес такой же, как у большого джипа – 2600 кг. Просто невероятные цифры. Биг участник всяких представлений. Выступая в ток-шоу «Дом Рональда Макдональда», Биг «отдает» все заработанные средства на благотворительные нужды.
Для поддержания своей великолепной формы, мерин съедает ежедневно пару тюков соломы и 5 кг овса. А чтобы не испытывать жажды, ему каждый день нужно 30 ведер воды.
Нодди
Нодди – лошадь породы Шайр. Живет в Австралии. Его вес – 1300 кг, а рост – 205 см. На сегодня Нодди считается самой высокой лошадью. Свое массивное сложение он унаследовал от своего предка. Дед Нодди – Эдвард, жил в Англии, и тоже возглавлял в свое время рейтинг роста. Чтобы окупать свое недешевое содержание, Нодди приходится работать на ферме своей хозяйки Д.Гринмен.
Диггер
Диггер – член королевской конной гвардии. Здесь привыкли к крупным коням, но Диггер своим появлением вызвал настоящий фурор в 2012 г. Этот клейдесдаль – самый большой конь в гвардии. Рост этого великана 220 см. Ежедневно ему требуется 25 кг сена и 95 л воды. Вес Диггера – 1200 кг. Конь уже попал в книгу рекордов Гиннеса, но его рост продолжается.
Крэкер
Крэкер представляет английских шейров. Этот великан достигает в высоту 198 см и весит 1200 кг. Ежедневно великан ест по два тюка сена, 4-5 кг зерна. Норма питья – до 13 ведер в день. Конь часто появляется на телевидении – он в Англии популярная личность.
Дюк
Дюк проживает в Великобритании. Рост этого мерина – 207 см. Но лошадь продолжает расти. Вполне реально, что Дюк сможет побить рекорд, и станет самым высоким конем в мире. Дюк питается особым образом, поэтому и растет как на дрожжах. Хозяйка поит его специальными травяными настоями и кормит яблоками. Исполин ест вдоволь зерно и сено, запивая их не только водой, но и 20 литрами травяного чая. Хоть Дюк и великан, он пуглив и страшно боится мышей.
Бруклин Сьюприм
Бруклин Сьюприм был бельгийским брабансоном и жил в середине 20 века (1928-1948 гг). Принадлежал он некому С.Г. Гуду (г. Огден, Айова). Жил и умер этот жеребец в США, в штате Айова. В возрасте 10 лет великан достиг веса 1450 кг, а его рост в холке равнялся 198 см. Конь обладал огромными копытами, общий вес его подков составлял 13 кг. Обычная подкова весит 700 г, подковы Бруклина весили по 3,5 кг. Масть этого жеребца-исполина – гнедо-чалая. Объем грудной клетки – 259 см.
Самсон
Рекордсменом среди гигантов-тяжеловозов считается Самсон (Сэмпсон) – жеребец породы шайр. Жил он в 19 веке. Был зафиксирован его рост – 220 см. Вес – 1520 кг. Год рождения – 1846. Его родина – английский городок Тоддингтон Миллс (графство Бедфордшир).
Владельцем Самсона был некто Томас Кливер. Статус самого большого и мощного коня он получил в 4 года. Причем не только в Англии, а во всем мире. За колоссальные размеры его решили назвать Мамонтом. Рекорд Самсона пока не побит, а оценить величину рекордсмена можно по немногим фото, дошедшим до наших дней.
Марокко
Марокко – першерон, который когда-то был самой большой лошадью. Сведений о Марокко сохранилось немного. Известно, что его рост равнялся 215 см, весил конь примерно 1300 кг. Судить о габаритах Марокко можно по фотографии, дошедшей до наших дней.
Копия вырезки из газеты (на фото лошадь Марокко со своим хозяином)
Доктор Ле Жер
Этот великолепный першерон родился в далеком 1902 г. Жеребец вымахал в высоту 2 м 13 см. Его вес сопоставим с весом автомобиля – 1400 кг. Это самая крупная лошадь за всю историю французского коневодства. Никто из першеронов не смог и близко приблизиться к рекорду Доктора Ле Жера.
Данная иллюстрация выпускалась в виде настенных плакатов и почтовых открыток
Функции лошадей от века к веку менялись, но они всегда оставались превосходными компаньонами для человека. Сегодня тяжеловозы – не только верные помощники и друзья человека, но и настоящее украшение окружающего мира, требующее заботы и внимания.
Копировать ссылку
Образ жизни в природе
Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.
Характер и повадки
Натура русского тяжеловоза проста — небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах. Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график. Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.
Разведение и содержание
Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет. Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения. После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.
Лошади считаются скороспелыми производителями, уже на момент 1,5 года жеребец достигает полный рост в холке, сравнимый со взрослой особью. В этом возрасте 75% жеребцов также набирают нужную массу тела. И уже на момент трехлетия они прекращают расти. Лошади достаточно будет свободного вольера под открытым небом в виде шатра.
Питание
Несмотря на неприхотливость и легкую адаптацию к погодным условиям, русские тяжеловозы нуждаются в обильном питье. В качестве корма подойдет любая растительность, которую предпочитают другие лошади. Тяжеловозы будут рады любому корму, несмотря на его дороговизну и ценность. Это может быть свежая трава, сено, твердые корма и злаки. Подкармливать лошадей для поддержания энергичности и работоспособности можно концентрированными кормами, витаминами и минералами. Лошади любят морковь, свеклу и сахар, чем часто поощряют животных.
Характерные черты
Русские ардены отличаются рядом положительных характерных черт темперамента. Они спокойны, не злобны, не агрессивны, покладисты, уравновешены. К людям относятся с добротой, верные и преданные по натуре. Кроме того, они отлично ходят в упряжке, могут много и качественно трудиться, не боятся тяжелой работы. С точки зрения рабочей породы, русский тяжеловоз идеален. К этому можно смело добавить присущую их предкам способность быстро приспосабливаться и нормально переносить не слишком мягкий климат, новых хозяев, перемену мест.
Несмотря на вышесказанное, лошадь нельзя назвать флегматичной, она довольно резва, активна, энергична, любознательна. Практически единственная из всех тяжеловесных пород может пуститься галопом. Иногда может быть упрямой, но в целом это незаменимый помощник и друг. Русские тяжеловозы давно обошли своих предков по всем характеристикам, считаются самой габаритной разновидностью тяжеловесных лошадей. Их достоинства признаны на международных выставках.
История лошадей-тяжеловесов
Свою историю лошади-тяжеловозы начали ещё в Средние века. Тогда кони были единственным средством передвижения, поэтому активно использовались средневековыми рыцарями. Обычным лошадям было очень тяжело перевозить таких воинов, одетых в железные латы и с громоздкими щитами и мечами в руках. Поэтому и созрела очевидная необходимость в создании пород лошадей, способных не только перевозить массивные грузы, но и преодолевать множество препятствий, передвигаясь галопом.
По описаниям средневековых летописцев, лошади вырастали до двух метров и имели массу до одной тонны, и, естественно, не могли быстро передвигаться и прыгать.
Першерон
Першероны — уроженцы Франции начала XIX столетия. Французам удалось скрестить местных упряжных лошадей с арабскими скакунами. Главная цель такого скрещивания — получение быстрого коня, способного транспортировать тяжёлые грузы.
Основные экстерьерные характеристики Першеронов:
- высота в холке — 1,75 м;
- масса — 0,8–0,9 т;
- голова — широкая с прямым профилем;
- шея — длинная;
- грудной отдел — широкий, в обхвате достигает 2 м;
- спина — удлинённая;
- конечности — сильные, с развитыми суставами, на передних конечностях отсутствуют щётки;
- грива — пышная, красивая;
- масть — серая, изредка вороная;
- характер — энергичный, добродушный, послушный, некапризный.
Достоинства:
- отличная адаптация к любым условиям проживания;
- крепкая иммунная система;
- способность выносить сильные нагрузки длительное время без отдыха;
- способность выпасаться на пастбище круглый год.
Недостатки отсутствуют.
Сравнительная характеристика пород
Название |
Происхождение |
Характеристика |
Ардены |
Выведена в приграничной бельгийской и французской территории в 19-м веке. Порода имела большое значение для отечественного тяжелоупряжного коневодства. |
Сравнительно небольшие для тяжелоупряжных лошадей животные – средняя масса 600-800 кг, а рост в холке редко превышает 155 см. Выводимые в условиях горной местности, они отличаются повышенной выносливостью и нетребовательностью. |
Першерон |
Французская тяжеловозная лошадь, полученная в 19-м веке, племенные книги относятся к началу столетия, а союз появился в 1867 году. |
Максимальный рост может достигать 180 см, хотя большая часть представителей в холке имеет 160-165 см. Масса может быть до 1 тонны. Голова короткая, грубая, с незаметным переходом в шею. Конечности с малой оброслостью, а хвост и грива пушистые, масть серая, реже бывает вороной окрас. |
Советский тяжеловоз |
Выводилась в 20-м веке за счет улучшения местных помесных кобыл французскими брабансонами. Утверждение породы произошло в 1952 году. |
Это сухой тип тяжеловозов. Голова небольшая, шея широкая. Грудная клетка широкая, ребра слегка выступают. Конечности короткие. В годовалом возрасте могут достигать 550 кг, взрослые особи обычно не превышают 800 кг. Большая часть животных рыжей масти. |
Владимирская |
Получена в ходе длительного улучшающего скрещивания местных лошадей иностранными тяжеловозами и русскими рысаками крупных кобыл. Порода утверждена в 1946 году. |
Крупная транспортная лошадь, также используемая в мясном и молочном животноводстве. Голова крупная с выпуклой лобной долей. Грудь глубокая и широкая, круп свислый. Конечности высокие, сухие, оканчиваются массивными копытами с небольшими щетками. К 12-15 месяцам достигают 500 кг, в холке не превышают 165 см. |
Русская |
Утвержденная в 1952 году порода была получена путем улучшающей селекции местных лошадей першеронами и арденами. |
Сравнительно небольшие тяжеловозы – масса до 600-700 кг, рост в холке порядка 145-150 см. Тело несколько удлиненное, грудная клетка глубокая. Голова небольшая, широкая в лобной части, шея короткая. Конечности короткие с хорошим поставом. Большая часть лошадей рыжей или чалой масти. Животные хороши для работы, мясного и молочного разведения. |
Шайры |
Выведена в Англии путем длительного отбора. Установление породы и образование большого племенного ядра произошло в начале 18-го века. |
Самая крупная порода лошадей – жеребцы превышают массу в 1200 кг, в холке могут достигать 180-185 см, грудная клетка в обхвате доходит до 240 см, пясть в обхвате – 30 см. Основная масть вороная и гнедая. Лошади характеризуются пышными гривами и хвостами, на конечностях большие щетки. Рекордсмен породы достигал ростом 219 см и весил более 1500 кг |
Клейдесдали |
Выведена в Шотландии, утверждение породы произошло в 1826 году, но племенная книга ведется с 1856 года. |
Сравнительно более мелкие и сухие тяжеловозы. Отличительным признаком породы является гнедая масть с белой гривой, чулками и характерными отметинами на лбу. Промеры: в холке 165-168 см, обхват груди – 190-220 см, пясть – до 28 см. Масса 700-900 кг. |
Суффолк |
Наиболее многочисленная тяжеловозная порода лошадей Англии. Выведена в начале 19-го века. |
Порода занимает промежуточное положение, показывая высокие тягловые и сохраняя рысистые качества. Масса жеребцов порядка 800-900 кг при росте в холке до 170 см. Окрас волосяного покрова рыжий, имеются разного рода оттенки и отметины. |
Брабансон |
Крупные бельгийские лошади, получившие статус породы в конце 19-го столетия. |
Животные скороспелы – быстро набирают массу и в работу допускаются с 2-х лет. Взрослые лошади весят 700-1000 кг, в холке могут быть 160-170 см и в груди — до 220 см. Основной массив породы рыжей и гнедой масти, реже бывают чалые и серые особи. |
Особенности разведения
Селекционеры на протяжении десятилетий работали над созданием и улучшением характеристик породы русский тяжеловоз. Чтобы сохранить её признаки, разведение этих животных происходит по основным наработанным линиям, внутри племени. Владельцы породистых жеребцов и кобыл придерживаются этих принципов, чтобы полученное потомство не утратило ценные черты и качества.
Кобылы этой породы скороспелые. Уже в возрасте 3 лет их рост прекращается, они готовы к воспроизводству и работе. Для племенного разведения их используют 24-25 лет. Новорождённый жеребёнок появляется на свет довольно крупным – 230-240 кг. Потомство быстро растёт благодаря высокой молочности самок.
Внимание! Кобыла за 1 лактационный период способна дать 2500-3000 литров молока. Рекордсменкой в этой области стала лошадь по кличке Лукошка, которая дала 4800 литров молока за 305 дней
Описание вида
Вы наверняка видели эту породу лошадей или её близких родственников в кино. Тяжеловозов относят к холоднокровным породам. Селекционеры специально выводили этих животных устойчивыми к суровым погодным условиям, чтобы они могли работать и сражаться в любой ситуации. Эти лошади не особенно резвы, не слишком энергичны, они не могут развить высокую скорость, но они отличаются необыкновенной силой и способны тащить на себе огромные грузы.
Бруклин из брабансонов. Достигал в росте почти 2-х метров, а весил 1,5 тонны
Внешне они не столь эстетически привлекательны, как, например, породистые выставочные жеребцы- скакуны, но своя прелесть в их внешности определённо есть. Эти лошади высоки ростом, массивны, мускулисты, коренасты. Иногда их даже можно назвать неловкими или неуклюжими из-за слишком крупного и неповоротливого торса.
Марокко — рекордсмен из породы першеронов. Его рост достигал практически 220 см, а вес 1,5 тонны
Современные же представители породы тяжеловозов довольно далеки от рекордсмена. Они весят около тонны каждый, в росте способны доходить до отметки в 2 метра. Конечно, встречаются особенные великаны, которые могли бы побить установленный рекорд, но они всё равно не дотягивают до самого крупного коня за всю историю существования породы.
Тяжеловоз под седлом
По характеру лошади тяжеловозы спокойные, покорные, уравновешенные. Трудно поверить, конечно, глядя на такое огромное животное, что оно крайне уступчиво и послушно, никогда не проявит агрессии. Они как большие плюшевые мишки в теле лошади. Но, к сожалению, большинство предпочитает сейчас породистых скаковых жеребцов, а потому некоторые породы тяжеловозов практически исчезли с лица Земли.
Выносливость и силу тяжеловесов используют прежде всего в сельском хозяйстве
Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:
- профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
- небольшие по размеру уши стоячего типа;
- шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
- спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
- грудная часть глубокая и широкая;
- ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.
Русский тяжеловоз
- Использование: рабочая лошадь.
- Высота: 144-146 см.
- Масти: рыжая, чалая и гнедая.
- Экстерьер: большая голова с прямым или слегка выгнутым профилем, сильная прямая шея, мощный корпус, правильного строения ноги.
Русский тяжеловоз, наверное, самый миниатюрный представитель хладнокровных лошадей. В начале XX века порода разводилась на Российском Государственном конезаводе на Украине и до 1956 г. носила название русский арден. В современной породе течет кровь шведских арденов, бельгийских рабочих и першеронов. С помощью скрещивания с орловскими рысаками удалось заметно улучшить резвость хода.
Русский тяжеловоз сегодня
На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.
Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.
Ирландская
Ирландский тяжеловоз используется на всей территории Англии и Ирландии в роли упряжной лошади или для вспашки земли.
Ирландец славится своей универсальностью. Если предыдущие тяжеловозы в основном использовались для обработки земли и перевозки грузов, то эти лошади по сей день могут использоваться для охоты или скачек, а также в качестве ездового животного.
Отсутствие большого веса позволяет лошади быстро двигаться как по дороге, так и по пересечённой местности.
Стоит заметить, что эти лошади неприхотливы к рациону или уходу. Их можно кормить так же, как и обычных лошадей, при этом ирландец не будет чувствовать недомоганий.
Важно! Ирландец не отличается массивными конечностями или заметной мускулистостью, однако силовые качества не сильно уступают предыдущим породам. Основные окрасы: серый, рыжий, вороной
Основные окрасы: серый, рыжий, вороной.
Суффолк
Английская порода, которая была официально зарегистрирована в середине 18 века.
Использование этого коня для сельскохозяйственных работ обусловлено тем, что он намного быстрее выполняет пахотные работы в связи с отсутствием щёток на ногах.
Глинистые грунты Англии до появления механизированной техники обрабатывались именно Суффолками.
Массивное туловище визуально делает конечности лошади менее широкими, однако это лишь иллюзия, так как кони очень сильные и выдерживают серьёзные нагрузки.
Также стоит отметить покладистость и дружелюбие животных, поэтому их часто привлекают для проведения иппотерапии.
Суффолк имеет однотонный окрас, который представляет собой вариации каштанового цвета. Иногда можно встретить особей с белым пятном на лбу.
В настоящее время вид используются для конных прогулок, в лечебных целях или в конном спорте.
Из истории
Считается, что современные породы лошадей-тяжеловозов происходят от средневекового боевого рыцарского коня. Представьте себе воинов, закованных в броню. Вес доспеха достигал 35 килограммов, да и сам рыцарь тоже что-то весил. В общей сложности коню приходилось нести под сто килограммов, или даже больше веса. И добавьте к этому доспех, в который облачали и самих боевых коней. Во всем этом коню нужно было скакать и выполнять подчас довольно сложные маневры, поскольку рыцарский конный бой требует слаженных действий наездника и коня.
Таких коней называли «тяжеловоз дестриэ» — «правый, правосторонний» (от латинского «dextarius»), вероятно из-за того, что справа у рыцаря всегда располагался оруженосец, который подхватывал уздечку в случае надобности. Эти кони, предками которых были тяжеловозы времен Великого переселения народов, были не очень выносливыми, и не слишком резвыми. Преодолевать на них препятствия вроде изгородей или канав было нереально, прыгать дестриэ не любили. Зато эти кони отличались большой мощью, и в бою, закованные в броню и несущие на себе рыцаря в латах, они были подобны танкам. Ни одна пехота не могла противостоять рыцарям, сидящим на дестриэ.
Тяжеловоз дестриэ
Именно от этих прекрасных животных и произошли современные самые сильные лошади
Особенности породы
Идея создания русской тяжелоупряжной лошади возникла, когда без коня не обходилось ни одно хозяйство. Это сейчас можно выполнять всю тяжёлую работу на машине, но 150 лет назад её выполняли кони: они пахали и перевозили грузы.
Русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Эта лошадь неприхотлива, умна, вынослива, послушна. Даже современные сельские жители используют её для помощи по хозяйству. Одним из преимуществ породы является то, что животные нетребовательны к кормовой базе. Питаясь подножным кормом, они сохраняют хорошую физическую форму.
Современный русский тяжеловоз представлен тремя разновидностями:
- Уральский тип. Для него характерны длинные конечности, которые обильно покрыты волосами.
- Массивный тип. Эти скакуны считаются самыми крупными.
- Новоалексеевский тип характеризуется меньшими габаритами по сравнению с предыдущим.
История происхождения
Около 150 лет назад на территорию России завезли мелких тяжеловозных бельгийских коней, арденов. Хотя их внешний облик не впечатлял, однако сельские жители оценили работоспособность иностранных скакунов и неприхотливость к условиям содержания. Эти животные проявляли активность, готовы были трудиться без устали, при этом особо не нуждаясь в богатой кормовой базе. Именно бельгийские ардены и стали прародителями русского тяжеловоза. Их разводили в частных хозяйствах на протяжении десятилетий.
Масштабная селекционная работа началась в 1860 году в Петровской академии. Главное ядро новой породы сформировалось именно там. За основу брали лучших украинских и российских лошадей, из их помесей отбирали жеребят с оптимальными признаками. Однако потомство перенимало внешние недостатки арденов. Чтобы обновить кровь и устранить дефекты, учёные проводили скрещивание помесных кобыл с брабансонами.
К концу 18 века порода изменила облик в лучшую сторону. Когда в 1900 году проводилась выставка в Париже, где и представили улучшенного русского тяжеловоза официально, порода получила признание публики. Присутствующий на выставке жеребец даже был удостоен золотой медали. В дальнейшем селекционная работа продолжалась вплоть до начала гражданской войны. Учёные направили силы на увеличение рослости коней. Для этого потомков арденов скрещивали с крупными породами.
Внешний вид русского тяжеловоза
Гражданская и Великая Отечественная войны нанесли урон племенному поголовью русских арденов, но всё же породу удалось сберечь. Новые лошади сильно отличались внешне от своих бельгийских прародителей, но сохранили их главные качества:
- физическую силу;
- выносливость;
- приспособленность к климату средней полосы;
- неприхотливость и нетребовательность к кормовой базе.
В 1952 году породу официально назвали русским тяжеловозом. С тех пор она считается одной из лучших среди лошадей отечественной селекции.
Внешний вид
Лошадь русский тяжеловоз не отличается высоким ростом, но она очень хорошо сложена. У представителей породы мускулистое тело, крепкие ноги и мощная грудь. Рассмотрим внешние характеристики русского тяжеловоза:
- рост – 150-153 см;
- вес жеребца – 650-700 кг, кобылы – 500 кг;
- голова среднего размера с широкой лобной частью;
- шея недлинная, с характерным плавным изгибом, мощная;
- холка широкая;
- линия спины ровная, поясничная часть мясистая;
- грудь бочкообразной формы с хорошо выделяющейся мышечной массой;
- круп округлый, раздвоенный, немного опущенный;
- конечности крепкие средней длины с правильной постановкой, покрыты длинными волосами;
- грива густая;
- масть преимущественно рыжая или бурая, реже – рыже-чалая или вороная.
Внимание! На нижней части ног прямо над копытами у русских тяжеловозов имеются белые метки. Это их типичная особенность
Характер
Представители отечественной породы лошадей отличаются добрым нравом. Они никогда не проявляют норов. Эти животные умны и уравновешены, быстро привыкают к владельцу и покоряются ему.
Русский тяжеловоз активен и трудолюбив. Он способен работать не только в упряжке, но и под седлом. Коневоды отмечают, что представители русской тяжеловозной породы заслуживают доверия. Даже если управлять ими будет неопытный наездник, конь не выбросит его из седла.
Внимание! Лошадь русский тяжеловоз способна быстро привыкать к хозяину и новому режиму работы. Она вынослива и нетребовательна к условиям содержания
Несмотря на покладистый и спокойный характер, лошадка в ответ на грубое обращение может взбрыкнуть. Как и любые другие животные, потомки арденов, почувствовав опасность, проявляют инстинкт самосохранения, начинают защищаться.
Испытание
Современные представители тяжелоупряжных лошадей сохранили почти все характеристики своих предков. В настоящее время цель их использования нисколько не изменилась, как и несколько веков назад, основное применение — перевозка тяжёлых грузов.
Верным решением для испытания силовых качеств тяжеловозов стала организация различных соревнований, которые приобрели особую популярность ещё во времена Советского Союза. Идея таких турниров была принята и за рубежом.
Сначала на таких мероприятиях проверялись и сравнивались силовые качества, скорость и выносливость при тяге различных грузов. Со временем были добавлены новые конкурсы по экстерьеру и поведению лошадей при взаимодействии с человеком.
Зарубежные породы тяжеловесов
Порода лошадей тяжеловозов пользуется огромной популярностью во многих мировых странах. В настоящее время многие коннозаводческие хозяйства Европы и США могут похвастаться уникальными породами тяжеловозов:
- Ардены. Сформировалась эта порода на пересечении границ Бельгии и Франции в лесистой горной местности. Изначально эти животные были среднего по размеру, но крепкого телосложения. Неприхотливость и выносливость обуславливала их широкое применение для выполнения многих видов работ в горной местности. К основным положительным характеристикам породы можно отнести их подвижность, скороспелость и универсальность.
- Брабансоны. Эта порода крупных лошадей родом из Бельгии. Удивительно то, что произошла эта массивная порода от маленькой лошадки ростом 138 см ещё во времена Юлия Цезаря. Современные брабансоны обладают идеальной гармоничностью и пропорциональностью телосложения с хорошо развитыми мышцами. Животные нетребовательны в кормлении и уходе, при этом являются скороспелой породой. Вес бельгийской тяжелоупряжной лошади достигает до 1100 кг, а высота в холке — 172 см. Лёгкая акклиматизация, простота в уходе и содержании — положительные качества этого тяжеловоза.
- Шайры. Эта самая крупная лошадь получила широкое распространение на просторах Англии. В силу ряда обстоятельств и причин местные лошадки усовершенствовались, окрепли и стали представителями столь известной породы. Скрещивание лошади с фламандскими и голландскими жеребцами позволило приобрести ей презентабельные пышные фризы, которые покрывают конечности особи до самой земли. Представители этой породы могут весить до 1200 кг, при росте в холке — 178 см.
- Суффолки. Это одна из древних пород тяжеловозов Англии. Разводят её в частном порядке на землях графства Суффолк. Поголовье этой породы малочисленно. Особенностью можно назвать сухую конституцию тела с небольшой волосатостью. При сравнительно небольшой массе тела для этой породы (900 кг) и росте до 170 см обладает отличными, универсальными рабочими характеристиками.
- Клейдесдали. Эта порода выводилась в южной части Шотландии путём скрещивания с крупным шайром и голландскими и фламандскими породами. В результате была выведена лошадь, которая обладает высокими показателями работоспособности и довольно крупными размерами. Рост — 172 см, вес — 1 тонна.
- Першероны. Тяжелоупряжные першероны выводились во Франции путём скрещивания с легендарными арабскими скакунами. Благодаря такой селекционной деятельности современные жеребцы могут похвастаться красивыми живыми глазами на голове, длинной шеей, раздвоенным крупом удлинённой формы и суховатыми крепкими конечностями. Прославилась эта порода своей уникальной выносливостью и подвижностью, гармоничным экстерьером и красотой, нескончаемой силой и энергией. Рост лошади достигает 172 см.
- Австралийский тяжеловоз. Ранее в Австралии не было рабочих чистопородных лошадей. Во время колонизации были привезены на этот континент первые тяжеловозы, которые и стали называться предками австралийской тяжёлой породы, унаследовав способность работать при любых условиях. Высота в холке этой лошади достигала 150 см.
https://youtube.com/watch?v=dbC-fs0-LX4
Особенности разведения
Популяция (численность) лошадей этих пород сильно пострадала, так как с середины 20 века тяжелые кони утратили свое прямое предназначение и стали не востребованы. Отечественные породы сохранились только благодаря любителям-энтузиастам.
У племенных заводов существует программа разведения, где они продолжают работы по созданию новых, и сохранению прежних пород. В Европе на эти цели выделяет деньги государство, у нас кони сохраняются в основном в частных коллекциях, но селекционеров это не остановит.
Разведение тяжеловозов более простое, чем других разновидностей лошадей. Они приспосабливаются к разным условиям, отличаясь неприхотливостью. Плодовиты: кобыла рожает одного жеребенка, но может приносить пополнение с 3 до 20 лет. Поэтому количество рожденных жеребят от одной лошади достаточно большое.